ИОАНН
Том XXIII , С. 417-418
опубликовано: 17 марта 2015г.

ИОАНН

Иоанн (Левицкий), еп. Ейский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)Иоанн (Левицкий), еп. Ейский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) (Левицкий Иоанникий; 7.01.1857, Киевская губ.- после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества. Из семьи псаломщика. В 1880 г. окончил Киевскую ДС, 21 мая 1881 г. рукоположен во иерея. В 1889 г. поступил в КДА. 18 июня 1892 г. во время учебы принял монашеский постриг с именем Иоанн. В 1893 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В том же году был назначен смотрителем ДУ в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре. С 1895 г. инспектор Олонецкой ДС, в 1896 г. перемещен на ту же должность в Саратовскую ДС. 29 нояб. 1900 г. назначен ректором Астраханской ДС, был возведен в сан архимандрита. Публиковался в «Астраханских ЕВ». С 1907 г. состоял членом распорядительного комитета Астраханского Русского Патриотического об-ва, занимавшегося культурно-благотворительной деятельностью.

25 дек. 1907 г. Святейший Синод принял решение об учреждении в Ставропольской епархии Ейского викариатства с пребыванием епископа в Екатеринодаре и определил И. викарным архиереем. 3 февр. 1908 г. хиротонисан во епископа Ейского. На И. также было возложено управление Екатерино-Лебяжской Николаевской муж. пуст. При И. было закончено строительство в Екатеринодаре кафедрального Свято-Екатерининского собора. В окт. 1916 г. вик-ство было переименовано в Кубанское и Екатеринодарское. И., как Кубанский викарный епископ, получил особые полномочия, при нем была организована канцелярия.

Поддержал Февральскую революцию 1917 г., 12 марта обратился с телеграммами к Временному правительству, в к-рых сообщал, что «молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины» и «выражает свою радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной Церкви и духовенства». При открытии 13 апр. Чрезвычайного съезда делегатов духовенства Кубанской епископии И. сказал: «Теперь народ-богатырь сбросил с себя оковы рабства, и Церковь вздохнула свободнее. Как узник, освобожденный из темницы, чувствует себя на верху счастья, так и Церковь в лице верных чад своих не может не радоваться своему освобождению от тех стеснений, которые давили самоопределяющуюся ее жизнедеятельность. Только свободная Церковь в свободном государстве может свободно служить народному благу» (Рос. духовенство. 2006. С. 69).

26 апр. 1919 г. в архиерейских покоях И. в Екатеринодаре состоялось архиерейское совещание, принявшее решение о созыве обл. церковного Собора и организации органа временной высшей церковной власти. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном Русском Церковном Соборе в Ставрополе, на к-ром было признано необходимым выделение Кубанского вик-ства из состава Ставропольской епархии. 18 июня 1919 г. решением Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) была образована самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия. И. стал ее правящим архиереем.

Осенью 1919 г. по решению ВВЦУ ЮВР архиеп. Евлогий (Георгиевский; впосл. митрополит) провел в Кубанской епархии ревизию. По словам архиеп. Евлогия, «Преосвященный Иоанн, слабый и беспомощный человек, в столь трудное и бурное революционное время наладить управление своей епархии не сумел. В епархиальных делах был хаос, в консистории с ним мало считались... Развал в управлении епархией дошел до крайнего предела». По воспоминаниям протопресв. Г. И. Шавельского, И. был добрый и благочестивый, но неспособный к активной деятельности человек, целиком полагавшийся на своего секретаря: «При таком управлении жизнь в епархии шла сама собой, двигаясь по инерции, как попало». По словам Шавельского, первоначально И. предлагали перевод на одно из вик-ств Киевской епархии, но он отказался и согласился уйти на покой, став настоятелем Кавказского Воскресенского муж. мон-ря близ г. Святой Крест (ныне Будённовск). В дек. 1919 г. решением ВВЦУ ЮВР И. был отстранен от должности правящего архиерея и отправлен на покой. Увольнение И. с екатеринодарской кафедры, возможно, имело причинами не только его личные недостатки как правящего архиерея, но и конфликт между поддерживаемым ВВЦУ ЮВР ген. А. И. Деникиным и краевыми кубанскими властями, к-рым покровительствовал смещенный епископ. Шавельский упоминает, что после решения об увольнении И. его продолжали поминать в храмах Кубани как правящего архиерея.

К сент. 1921 г. после неск. обращений приходов о возвращении И. к управлению епархией Патриарх св. Тихон утвердил его епископом Кубанским и Краснодарским. В кон. того же года И. был возведен в сан архиепископа. В епархии были образованы Ейское и Армавирское вик-ства. В 1922 г. И. поддержал и благословил декрет об изъятии церковных ценностей. В мае того же года присоединился к обновленчеству, признав Высшее церковное управление (ВЦУ), после чего его викарий Ейский еп. Евсевий (Рождественский) объявил, что И. впал в раскол и отстраняется от управления епархией. 29 окт. 1922 г. И. вошел в состав обновленческого ВЦУ. В апр. 1923 г. участвовал в качестве свидетеля обвинения в судебном процессе над еп. Евсевием в Краснодаре. По замечанию протопр. М. Польского, «к чести покойного архиепископа он ничего не показал против епископа Евсевия, и в устроенном им поединке он чувствовал себя видимо смущенно и не находил, что отвечать епископу на его спокойные вопросы, касавшиеся причин их разделения» (Польский. Ч. 2. С. 110, 111). В мае того же года И. принял участие в обновленческом «поместном соборе», поставил подпись под постановлением о лишении свт. Тихона Патриаршества и духовного сана. В июле того же года отправлен обновленческим синодом на покой. Упомянут как пребывающий на покое в 1926 г. Сведений о дальнейшей жизни и времени смерти не имеется.

Соч.: Слово в день Св. Духа. Астрахань, [1902]; Слово в Великий пяток: Произнесено в Астраханском кафедр. соборе. Астрахань, [1902]; Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благочестивейшего государя имп. Николая Александровича: Произнесено в Астраханском Троицком соборе 6 дек. 1903 г. Астрахань, [1903]; Речь при наречении во епископа // ПрибЦвед. 1908. № 6. С. 289.
Арх.: Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 35.
Лит.: Польский. Ч. 2. С. 110-111; Шавельский Г. И., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. Н.-Й., 1954. Т. 2. С. 340, 342; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 308; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. / Излож.: Т. И. Манухина. М., 1994. С. 321; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 127, 154, 180, 280; Цыпин. История РЦ. С. 62, 74; «Обновленческий» раскол. С. 772, 773; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. / Сост., автор предисл., коммент.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 69, 151; Крячко Н., свящ. Учреждение Временного Высшего церк. управления на Юго-Востоке России в 1919 г. // ВЦИ. 2008. № 1(9). С. 5-55.
Д. Н. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе
  • АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий "митр. Костромской"
  • АНТОНИН (Грановский; 1865-1927), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола
  • БЕЛКОВ Евгений Христофорович (1882-1930), свящ., деятель обновленчества